МБОУ "Гимназия №1 г. Никольское" Ленинградская область, Тосненский район
Войти

Регистрация


Церковь

Первая церковь - деревянная, - была построена в селе Никольское в 1718 году. Она просуществовала до 1812 года, когда и была разобрана. Каменная церковь построена в 1801 году по проекту архитектора В. Суранова.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, 1925 год

В 1860 году в каменном храме были освящены приделы апостолов Петра и Павла и Архидиакона Стефана. Церковь закрыта в 1936 году и разрушена в годы войны. В 1999 году новая церковь в самом молодом городе области была заложена на другом месте. В 2001 году она была освящена.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, 2001 год
 
Церковь св. Николая в селе Никольском.

[ Церковь состоит в ведении протоиерея Ям-Ижорской церкви Иоанна Беляева. ]

Село Никольское находится в 40 верстах от Петербурга, на правом берегу р. Тосны, между Невою и Николаевской железной дорогой. От Невы в 10 верстах, от Саблина - в 5. Называется еще «Плитной ломкой» так как здесь выламывают бутовую плиту и, чрез обжигание, превращают ее в известь На месте села прежде, говорят, была пустошь "Казола", населенная шведами, а где ныне церковь - пустошь "Меркеле [ Из писцовой книги 1717 г. на церковную землю видно, что на пустоши Меркеле (или Мерякюля - приморская деревня) стояли тогда две харчевни обывателей - Данилы Федорова и Федора Кирилова. ] . По завоевании Ингерманландии Петром Великим [ Указом Петра в 1710 г. велено выслать для городских работ мастеровых людей 4,720. ] , и по изгнании отсюда шведов, сюда поселены русские из Московской [ Выговор здешних поселян и теперь несколько напоминает московское наречие. ] и других губерний. Окрестности села Никольского, особенно церкви, довольно красивы, так как отсюда открывается вид на котловину, образуемую р. Тосной.
По преданию, в 18 саж. от церкви, ближе к селению, была поставлена, в 1712 году, деревянная часовня; в 1717 г. ода обращена в церковь во имя св. Николая и к церкви прирезана земля; через год церковь, оказавшаяся тесною, была разобрана, и вместо нее, в 26 саж. от селение, построена новая, также деревянная, упоминаемая в церковных документах того года [ В церковном архиве есть копия с репорта церковного причта в духовную консисторию. В репорте говорится, что «церковь построена в 1718 году, тщанием и радением приходских людей и к оной церкви определены: священник с церковнослужителями, и жалованья ни откуда не определено, только пахотной земли и сенных покосов по ту церковь отмежевано 30 десятин». ]. Церковь, с приделом во имя св. Димитрия Ростовского, существовала и по сооружении каменного храма и разобрана уже в 1812 году.
Нынешняя, каменная, одноглавая с колокольнею церковь построена в 1801 году, по благословению митрополита Амвросия, по плану "архитектуры художника" Василия Суранова, усердием с.петербургского 2 гильдии купца Петра Сергеева Рубцова, на церковную сумму и на пожертвование Рубцова и других лиц [ Сколько стоило построение и украшение храма, неизвестно. В расходной книге показана сумма в 11,228 р. асс. (3,208 р. с.), но этой суммы очевидно было недостаточно. Самим Рубцовым пожертвовано на этот предмет до 2,000 р. ас. ], каменная церковь до возобновление ее в 1860 г., имела на левой стороне придел Петра и Павла; разделялась на две части стеною, с аркою по средине.
В восточной, холодной части служили летом. Зимой арка закрывалась стеклянною дверью и служили в западной, теплой, части. В 1832 году, сын Рубцова, Иван Петров, поставил печи и в холодной части, но глухие стены и арка оставались до 1860 года.
В последний раз храм возобновлен церковным старостою, Царскосельским 1 гильдии купцом Степаном Федоровым Лыткиным, служившим здесь 18 лет. По сторонам главного алтаря он построил отдельные алтари. В левый перенес придел Петра и Павла, а правый посвятил имени св. архидиакона Стефана. При этом, в стене, разделявшей церковь поперек, он пробил два отверстие, арку расширил, церковь сделал просторнее и украсил. Обновленный храм был освящен 8-го мая 1860 года епископом Леонтием и при этом был освящен антиминс главного престола. Придельные алтари были освящены в тот же день. В алтаре архидиакона Стефана положен антиминс, освященный епископом Агафангелом 1859 г. декабря 31го дня и подписанный митрополитом Григорием. В приделе св. Петра и Павла остался прежний антиминс, освященный митрополитом Амвросием 1802 года ноября 25-го дня.
В храме достопримечательны; 1) напрестольный осьмиконечный, сребропозлащенный крест с частию Животворящего Древа и мощей св. Николая Чудотворца. Крест пожертвован генерал-маиором Алексеем Николаевым Астафьевым; 2) небольшой, серебряный, в 2 вершка длины, крест с частицами мощей Димитрия Солунского, Антония Печерского, Феодора Тирона, Алексия человека Божия, Иоанна архиепископа новгородского и св. Иоанна Милостивого; 3) Чудотворный образ св. Николая Чудотворца "Можайского", резной из дерева, вышиною в 9 ½ вершков, шириною в 7 вершков. В правой руке святителя серебряный меч, в левой - сребропозлащенный град. Риза на святителе сребропозлащенная, митра и омофор - из жемчуга. Образ сперва находился в часовне, а потом - в храме, Когда же было запрещено держать в храмах резные иконы, тогда образ был вынесен в кладовую. Вот краткая история событий, прославивших этот образ: а) в 1773 году крестьянин Онисим, приехав сюда для заработков из Тотьмы (Вологодской губернии), тяжко заболел и, находясь уже в отчаянии, увидел во сне св. Николая, повелевавшего взять образ из церковной кладовой и, по отслужении молебна в доме, поставить его в церковь. Когда явление повторилось, тогда хозяева дома, где жид Онисим, стали просить священника исполнить волю болящего. Священник, недавно поступивший сюда, уверял, что такого образа в церкви нет. Святитель снова явился болящему и точно указал место, где находится образ. Образ был найден и, по отслужении молебна, поставлен в церковь, а больной вскоре выздоровел; б) в 1800 году стряпчий города Кронштадта, страдая болезнию ног, увидел во сне старца, говорившего ему: «если дашь обещание сходить в село Никольское, поклониться Чудотворному образу св. Николая, и исполнишь это обещание, то получишь исцеление». Стряпчий дал обещание и, выздоровев, прибыл в Никольское. Вступив в храм, он, в резном изображении угодника узнал старца, являвшегося ему во сне; в) в мае 1804 г., некто Василий Герасим Евагренков, подъехав к Тосне и увидев, что чрез реку строится мост, со смехом сказал рабочим: «сколько вы трудитесь и приготовляетесь к празднику (9-го мая), а и весь то ваш угодник Николай в ¾ аршина». Едва успел он сказать это и переправиться чрез реку, как лошади его бросились к ручью, тележка опрокинулась и сам он переломил себе ногу. Страдая 4 месяца он постоянно кричал: "прости меня, Отче Николае! я виноват вред Тобою». Прекратилась его болезнь только тогда, когда в его доме был отслужен молебен пред иконою святителя, принесенною из храма; г) странник Леонтий Иванов, живший в Троицкой Сергиевой Лавре, два раза видел во сне угодника Николая, который говорил ему: "вот ты готовишься выступить в путь, но прежде отыщи меня в резном виде, на плитной ломке и потом уже отправляйся». Странник исполнил волю святителя 23го марта 1835 года; д) Олонецкой губернии Повенецкого уезда, погоста Тульзы, дочь крестьянина. Тихона Харалампиева, девица Мария, долго и напрасно лечилась от тяжкой болезни. Однажды ей явился св. Николай в том виде, как он изображен в здешней церкви и велел, отыскав образ, отслужить пред ним молебен. Почувствовав облегчение, Марие отправилась с отцом своим в путь и, после долгих расспросов, попала в село Никольское и нашла в церкви резную икону угодника. Это было в Великом посту 1843 г.; е) Олонецкой губернии, Лодейнопольского уезда, Остинскои волости, деревни Пустоши, девица Параскева Яковлева Антонова, четыре недели тяжко страдала. Отцу ее посоветовали сходить на плитную ломку и отслужить молебен св. Николаю. Когда отец ее дал обещание, дочь его исцелилась и, вместе с отцом, прибыла в село Никольское 22-го апреля 1845 года.
1819 года июня 23-го дня Император Александр Павлович нарочно посетил село Никольское, для поклонение Чудотворному образу.
Из Богослужебных книг есть замечательные по древности например евангелие, Москва 1702; Анфологион, Москва 1706, служебник, Киев 1747 г.требник, Москва 1743. Из древних актов замечательны: 1) запись пожертвований в пользу церкви с 1716 по 1761 год; 2) опись церков ного имущества 1759 года, 3) синодик с 1741 года до 30 годов нынешнего столетия. Синодик имеет следующее вступление: "егда душа от тела своего разлучается, яко птица от сети возлетает, сродницы и друзи болезненно рыдают и теплыми слезами лица свои обмывают. Душа, разлучившися от своего телесе, восприемлема бывает Ангелы Господни с небесе, свободно ко гробу своему носима и паки в дом, к родителем своима. Душа от земли на небеса скоро восходит, да пред Господом Богом тамо поклонится и паки в райские селение отводится, да тамо Авраамле недро себе испросит. От девятого дни душа, ангелы хранима, и во светлых райских местах держима; низводима же бывает и до адских мук, да тамо видит томительство темных слуг. Егда священник поминает имена сих, известно бывает о них на небесах. Сих имена суть в книгах животных, напишутся тамо богоугодных. Добро по умерших давати милостыня, да тамо обрящут Бога милостива. Где подаваяй хлеб в руце убогому, онамо сподобится милосердию премногому. По вознесении Господни на небеса, апостоли еще умыслиша, да в Божиих церквах иереи усопших души поминали и безкровные жертвы к Богу выну о них приносили. Святитель великий архиерей божий Василий о отшедших душах повествует: покой толикий, егда во церкви поминаемой душе быти, оных вечных мук может тамо избыти, Великий архиерей Иоанн Златоустыи повелевает по усопших душах подаяти сорокоустие, да тем усопших души от мук свобождаются и вечных оных благ тамо наслаждаются; патриарх Афанасий Великий повествует усопшим свет толикий, егда во церкви души отшедшнх поминают, отраду не малу тем подавают. Преподобный отец наш Макарий Египтянин, шествуяй по пути и обрет лоб сухий мужа нечестива, суща Еллина, и вопроси лба: аще когда коея утехи чювство имать? той же сухий лоб отвеща: много ослабу имеем в себе, внегда христиане за усопших молитвы творят, Сей бо великий Макарий много лет трудився, о сем моляся Богу, уведети хотя: аще кая есть польза усопшим, поминаемым от нас, сего ради яви ему Бог чюдо сие"; 4) метрическая книга 1753 года с следующею надписью: "книга с.петербургской епархии, ведомства духовной консистории, члена Святейшого Правительствующого Синода архиепископа Сильвестра с.петербургского,шлютелбургского заказу, села Никольского, что при тосенских заводах, церкви, святителя Николая Чудотворца, священника Никифора Афанасиева, с причетники, записная о приходских тоя церкви людях, рождавших(ся), браком сочетовающих и умерших, разделяемая на 3 части. Сентября с генваря по первое число 1754 года"; 5) указ духовной консистории от 14 октября 1762 года о повенчании Лаврентия Тимофеева с крестьянскою девкою Агафиею Ерофеевою. Вот его слова: "указ ЕЯ Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской от шлетелбургских духовных дел шлетелбургского заказу, села Никольского, что при тосенских каменоломских заводах, церкви святого Николая Чудотворца священнику Трофиму Аверкиеву, с причетники. Сего октября 14 дня просят словесно о венечном указе, сказываяся копорского уезду, тверского архиерея селца Стефановского крестьянин отрок Лаврентий Тимофеев, а понимает де он себе в супружество оного тверского архиерея, селца Стефановского, у крестьянина Ерофея Козмина дочь его родную, девку Агафыо; и вам бы об них учинить письменное свидетельство с добрыми поруками и с приложением рук, как правила святые и Ея Императорского Величества указы повелевают без упущение; и буде никакой противности не явится, то, учиня им указную присягу, венчать их в указное время; а буде святым правилам и указам явится какая противность, то их не венчать, и зачем они не венчаны будут, подписав под сим указом, прислать обратно к духовным делам; пошлин с того брака двенадцать копеек, лазаретвых тож число, да на расход три копеики взято и в книгу под № 49 записано. Протопоп Иаков Иоаннов. Октября 4 дня 1762 г."
Из колоколов замечательны два: 1) большой, весом в 153 п. 30 ф., с надписыо: «1821 г. декабря 5 дня. Этот колокол вылит на адмиралтейских ижорских заводах, в Колпине, попечением священника Иакова Эвенхова и церковного старосты Петра Рубцова». На колоколе изображены: Спаситель, икона Казанской Божией Матери и св. Николай; 2) второй колокол, весом 42 п. 30 ф., с изображениями Нила Столобенского и Тихвинской иконы Божией Матери, также - митры и посоха патриарших, жезла и кидара ветхозаветного первосвященника, скрижалей и занавес.
Стены храма украшены изображениями евангелической истории. На западной стене -притча о милосердном самарянине, на южной - беседа И. Христа с самарянкой, на северной - притча о блудном сыне. При обновлении храма в 1860 году изображение эти не тронуты.
В церкви находятся следующие документы: 1) первоначальная межевая книга на церковную землю, 1717 года; 2) геометрический специальный план и межевая книга 1856 года; 3) метрические записи с 1800 года.
В 1717 году причт составляли: священник, дьячок и пономарь. Это были три родных брата: Аввакум, Кондрат и Аверкий Родионовы. В шестидесятых годах прошлого столетие, один из дьячков, по просьбе прихожав, поставлен в. диаконы на дьяческом окладе; в 1797 году диакон введен в штат, а на упразднившуюся дьяческую вакансию, помещен новый причетник; этот, введенный в штат диакон был Иаков Эвенхов, служивший здесь до полувека; сын его Андрей Яковлевич, еще и до ныне священствует в Петербурге, при городской тюрьме. В 1843 году церковь причислена к 4-му классу и диаконская вакансия закрыта. В 1858 году она вновь открыта, но причт остался в 4-м классе. Вот имена прежних священников: 1) Аввакум Родионов, умерший в 40 годах прошлого столетия; он много потрудился для сбора денег на церковь; 2) Михаил Аввакумов, сын его, поступивший в священники из дьячков и умерший около 1754 г.; 3) Никифор Афанасьев, бывший здесь только "входящим" священником; 4) Трофим Аверкиев, из здешних пономарей, умерший около 1770 года; 5) Михаил Естифеев, также «входящий»; 6) Иоанн Федоров, учившийся в новгородской семинарии, бывший зятем Трофима Аверкиева и отличавшийся пастырскими добродетелями; умер в 1794 году. На могиле его начертано: "за добродетель и честное житие сей памятник поставлен миром"; 7) Николай Алексеев Барков, окончивший курс в бывшей петербургской духовной академии, поступивший сюда в 1794 году, бывший несколько лет благочинным Шлиссельбургского уезда и в 1807 году переведенный к церкви петербургского волынского двора; 8) Иаков Иаковлев Эвенхов, происходивший от священника Аввакума Родионова, учившийся в семинарии до поэзии и бывший здесь, с 1789 года, дьячком, с 1796 года диаконом, и с 1807 года - священником. О. Иаков собрал на церковь 587 р. сер. от разных лиц, да своих денег употребил 943 р. с. и на эти средства украсил серебряными ризами иконы пр. Илии, Богородицы «всех скорбящих» и Антония Римлянина. В 1850 году он сдал место внучке и на его место поступил муж этой внучки о. Феодор Эвенхов; о. Иаков скончался в 1860 году, на 88 году от рождение; 9) Феодор Николаев Эвенхов, из студентов С.Петербургской духовной семинарии, посвященный сюда 1850 года ноября 27 дня. Он в 1850 году приобрел, от царскосельского дворцового правления, двухэтажный деревянный дом для причта и на устройство этого дома употребил 1,000 руб. сер. Из них воловина взята из церковных сумм, а остальное частию собрано от доброхотных дателей, частию - собственность самого Эвенхова Эвенхов в 1870 г. переведен в село Усадище (Новоладожского уезда), а вместо него, от Успенской Сясьской церкви (того же уезда), поступил 10) Иоанн Соболев, служащий до ныне. Кроме Соболева служат: диакон Александр Виноградов и псаломщик Александр Петропавловский.
До штатов причт содержался доходами за требы; по штатам причислен к 4му классу, по которому священник получает 180 р. с. в год [ Ныне священник получает 220 р., псаломщики по 70 р., диакон, кроме псаломщицкого жалованья, получает 150 р. от прихожан; капиталов причта, в билетах, 200 р. ], дьячек 70, пономарь 60, и просвирня 30. Диакон, как внештатный, сперва получал из доходов полуторную часть против священника, а потом равную с ним. В 1858 году и диакон введен в штат и получает жалованья 100 р. сер. Сумма доходов простирается до 800 р. с. в год. Во время хождений с крестом в Рождество, Пасху и в храмовой праздник, причт собирает хлебы. Их собирается, каждый раз, до 30 пудов.
Земли при церкви 36 дес. 1,359 кв. саж. Из них пахотной 5 дес. сенного покоса, с кустарником, 20 дес. под мелким и редким лесом 4 дес. 376 саж., под строением и огородами 1 дес. 2,160 саж., под половиною реки Тосны и ручья 2 дес., вод проселочными дорогами 1,596 саж, под церковью и кладбищем 1,800 саж. Земля эта делится так, что, из 110 саж. священник имеет 50 саж., диакон 30, причетники по 15, просвирня - половину доли причетника.
К церкви принадлежат: 1) небольшой деревянный дом, на церковной земле, построенный на церковную сумму. В нем живут два церковных сторожа и просвирня; 2) деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, приобретенный, как сказано выше, заботами о. Феодора Эвенхова. В нем помещаются священник и пономарь; 3) деревянный одноэтажный дом, построенный диаконом Иоанном Федоровым, перешедший потом к зятю его, диакону Василью Рубинову, а им, в 1864 году, пожертвованный в пользу церкви, с переделкою за 599 р. сер. церковных денег. Дьячек живет в собственном доме, доставшемся ему от покойного отца, священника Иакова Эвенхова.
Церковного капиталу 500 р.
Приход граничит, с севера, деревнями Пеллинского прихода, с юго-востока - Ям Тосною Царскосельского уезда, с северо-запада Ям Ижорою, с северо-востока дер. Войтоловою Лезьинского прихода, с востока - селом Лезье и деревнею Сологубово того же прихода. Приход расположен по берегам Тосны, частию в Шлиссельбургском, частию в Царскосельском уезде.
В Шлиссельбургском уезде, на правом берегу Тосны, находятся следующие деревни: 1) село Никольское, длиною в 2 версты, населенное русскими, переведенными сюда, в 1712 году, из Московской и др. губернии, в качестве мастеровых, для работ по дворцовому ведомству. В 1734 г. они, наравне с прочими крестьянами, обложены были сбором фуража для лейб-гвардии конного полка, но эта повинность снята с них в 1739 году, во Высочайшему повелению. Около 1785 года они обжигали известь и делали кирпичи и кровельную черепицу на государственных казенных заводах, находившихся на левом берегу Тосны, на землях деревни Перевоза, занятых теперь огородами и сенными покосами. В это время они состояли в ведомстве невских кирпичных заводов. управлялись прапорщиком Егором Немчиновым, делились на партии и работали на заводах, чередуясь помесячно. В 1792 году они подчинены петербургской казенной палате, и, разделенные на несколько команд, работали в садах Летнем и Таврическом. В 1798 г. они подчинены гоф-интендантской конторе; в 1801 году Государь Павел I подарил их г. Апрелеву, а по Высочайшему повелению 20 июня 1802 года, жители возвращены в ведение конторы и им приказано именоваться мастеровыми. С 1852 года Никольское подлежало ведомству Царскосельского дворцового правление, в 1860 году, департаменту уделов. Ныне жители Никольского, на положении крестьян, платят подушный оклад и несут другие повинности и владеют землею и лесом, купленными у помещика Дубенского. За это они обязались заплатить Дубянскому 200,000 р. сер. Но так как они платить не могли, то за них заплатило царскосельское дворцовое правление, а они погашали долг постепенно. Крестьяне не подлежали рекрутскому набору, а с 1860 года эта льгота продолжена была еще на 12 дет; 2) деревня Захоже, в 6 верстах к северо-востоку от церкви, среди леса, основанная, по преданию, лесовщиком, крестьянином Родионом. Около 1761 года деревня подарена была, Елизаветою Петровною, духовнику ее, протоиерею Дубянскому. В 1764 году она принадлежала духовнику Екатерины II протоиерею Феодору Яковлевичу Бецкому [Не следует ли читать Феодору Яковлевичу Дубянскому?]. В 1800 году она перешла к сыну протоиерея Дубянского, отставному майору Якову Федоровичу Дубянскому и состояла за родом Дубянских до 1852 года. Когда жители села Никольского купили, в 1852 году, землю и лес у помещика Дубянского, то крестьяне деревни Захожья, сделавшись вольными, обязались выплачивать царскосельскому дворцовому правлению сумму, которую правление внесло помещику за крестьян села Никольского; 3) деревня Чертово в 4 верстах на юго-восток от церкви. Прежде она находилась верстою ближе к церкви, где ныне охотный двор графа Толстого. В 1771 году она принадлежала действительному камергеру Николаю Наумову Чеглокову, в 1810 году перешла к Якову Федоровичу Дубянскому, а в 1828 году куплена помещиком Балашевым и вместе с другими крестьянами,. переселенными из Юдина (Московской губернии), перенесена на нынешнее место; 4) деревня Пустынька в 2 ½ верстах от церкви. В 1764 году она называлась Яковлево и Ушаковка, так как принадлежала генералу Федору Ивановичу Ушакову. В 1816 году, генерал Алексей Копьев, купив ее у Ушакова, назвал Пустынькою. В 1850 году Пустыньку купила графиня Анна Алексеевна Толстая, по смерти которой поместье досталось сыну её, флигель-адютанту, графу Алексею Константиновичу Толстому. Близлежащая деревня Пустынька прежде была у самой мызы, а в 1853 г. перенесена на настоящее место; 5) дер. Воскресенская, в 4 верстах от церкви; 6) дер. Рождествено, в 6 верстах, принадлежала сперва генералу Жеребцову, в 1798 г. Высочайше подарена кавалергардскому поручику Букину; он продал ее гофмейстеру князю Кутайсову. В 1817 году, с устроением церкви в Пелле, Рождествено и деревня Воскресенская причислены были к тамошнему приходу, но в 1848 г., по просьбе помещицы Кутайсовой, они возвращены к приходу Никольскому, а в замен их, отчислена к Пелле деревня Усть-Тосна, прежде принадлежавшая к здешнему приходу.
В Царско-Сельском уезде, на левом берегу Тосны, находятся следующие деревни: 1) Перевоз, в 4 верстах от церкви, населенная крестьянами, выделившимися, в числе 3 семей, в 1733 году, из села Никольского и поселившимися на 276 десятинах, оставшихся свободными от кирпичных заводов: к ним, впоследствии, присоединилось несколько бобылей из разных губерний. В 1797 году, деревня эта была Высочайше подарена поручику Букину, а им продана княгине Надежде Ивановне Голицыной; 2) Сельцо Стефановское, в 6 верстах на северо-запад от церкви: прежде принадлежало тверским архиереям, имело подворье и называлось "архиерейским". В 1800 году, оно принадлежало командорскому ведомству, Софийского уезда. По народному преданию. крестьяне этого сельца были выпущены на волю с тем, чтобы после не принадлежать никаким помещикам. На месте бывшего здесь архиерейского подворья, выстроена часовня, которая сперва была деревянная, а когда она, 22 июня 1845 г. сгорела, вместе с сельцом, то вместо нее, по Высочайше утвержденному плану, выстроена каменная, существующая ныне; 3) деревня Козлово или мыза Александровская, в 2 верстах на юг от церкви; 4) деревня Задворки, прежде Мишкино, при колодцах, в 2 верстах от церкви; 5) деревня Калли прежде Чернышево, в 4 верстах от церкви, три последние деревни принадлежали, в 1753 году, советнику Собственной Его Величества канцелярии, Гавриилу Григорьевичу Замятину, а в 1770 г. - его дочери Татьяне. В 1816 году, они отданы в распоряжение Сиротского призрение (вероятно за долги помещиков), с тем, чтобы выручить за них 10,000р. В том же году их купил помещик Кусовников, и около 1820 года, перепродал отставному действительному статскому советнику, Николаю Александровичу Астафьеву; 6) деревня Феклистова, прежде Трисвятская, в 5 верстах на северо-запад от церкви. В 1771 г. она принадлежала прапорщику Семеновского полка, Авдрею Дмитриеву Вындомскому, в 1800 г. купил ее обер-шталмейстер Василий Иванович Марков, передавший ее жене Анне Ивановне, а потом - сыну генерал-лейтенанту Ивану Васильевичу Маркову; потом имение, по духовному завещанию, или покупкою, перешло к уланскому полковнику фон-дер-Фельдену, а в 1855 г. купил его князь Василий Николаевич Максутов; 7) деревня Саблино, при р. Саблинке, в 7 верстах от церкви, подле станции Николаевской ж. дороги. Сперва здесь было немного жителей, но в 1810 г., переселилось сюда несколько семейств из Ярославской губернии. В 1816 году деревня эта принадлежала жене гофмейстера, Анне Нарышкиной, а в 1820 - графу Николаю Петровичу Румянцеву. С 1830 года крестьяне здешние выкупились на волю [ Прежде к здешнему приходу принадлежали еще следующие деревни: 1) Новая деревня или Малочертова, в версте от церкви, принадлежавшая прежде генерал-майору Алексею Ивановичу Глебову, а с 1805 г. графу Алексею Романовичу Воронцову; он отпустил крестьян на волю и тогда они частию прописались в мещанство, частию поселились на р. Ижоре, близ московского шоссе; 2) деревня Головино или Сахарово, близ деревни Феклистова, состоявшая из 2 православных и 5 лютеранских семейств, и принадлежавшая г. Макарову. Около 1834 года часть их, за непослушание, сослана на поселение, а другая присоединена к деревне Феклистово. Вывшая здесь мыза Поповка, с частию земли, продана, около 1854 г., отставному корнету Александру Турчанинову, а им перепродана г. Тургеневу; 3) Малое Петрушино принадлежавшее в 1761 году, полковнику Никите Евстафьеву Бекетову, потом какой то княгине Марье Михайловне, с 1800 года- князю Льву Александровичу Нарышкину, а с 1805 г. титулярному советнику Карлу Иванову; 4) Большое Петрушино владение сперва Дубянского, потом - Евстафия Максимова Ореуса, отчислены к приходу Анненского села; 5) Усть-Тосно сперва подчиненная 2 отделению Собственной Ея Величества канцелярии, с 1765 г. принадлежавшая генералу Алексею Григорьевичу Жеребцову, с 1821 г. Воеводскому, а потом -Мартыновым, в 1855 г. отнесена к Пеллинскому приходу. ].
Занятие прихожан чрезвычайно разнообразны. Кроме хлебопашества, крестьяне занимаются выгрузкою сплавных дров с р. Тосны, обжиганием извести, сплавом на судах, по рекам Неве и Тосне, песку, глины, извести, тесу, каменного угля, распилкою дров, выламыванием и развозом плиты зимою, к устью реки Тосны за так называемые шпалы [ 10 или 12 бревен, вбитых в реку и связанных железными обручами, называются Гнездами, а 12 гнезд называются шпалами. Шпалами задерживаются сплавные дрова, которых иногда бывает до 45 тыс. сажень; для этого к шпалам: ставятся, поперек реки, «перетяжки», из 6 или 7 бревен, привязанных канатами к сваям. Дрова пускаются к шпалам не вдруг, а постепенно, несколькими "запонями" (партиями), смотря по высоте воды и числу рабочих. ] , а оттуда, вскоре по открытии судоходства по Неве, плиту по Неве отправляют в Петербург.
В приходе раскольников федосеевцев до 40 человек. Они живут частию в Никольском, частию в Саблине. Своей моленной не имеют, а ходят молиться в моленные Федоровского посада. Там у них издавна считались за наставников, крестьянин Алексей Васильев и отставной солдат из крестьян Андрей Лукин. В Никольском особенно почетными, из раскольников, считаются: Никита Никитин Дубоусов и вдова Ульяна Никифорова, а в Саблине - Василий Потапов Ашурков.
Грамотных в приходе не мало, есть грамотные и из женщин. Школы прежде существовали: в Никольском - две, в Рождествене, Перевозе, Козлове и Степановке - по одной. Первая школа в селе Никольском открыта была в 1847 г. гофинтендантскою конторою, а вторая в 1862 г. году, диаконом Василием Рубиновым. Кроме того, священник Феодор Эвенхов учил нескольких крестьянских детей. Причт преподавал безмездно. Учебные пособие давались членами причта. В казенной школе был учитель, получающий 150 р. сер. в год и квартиру, с отоплением и освещением. В деревне Рождествене школа открыта, в 1862 году, Усть-Тосненским волостным правлением Закону Божию учил в ней священник бесплатно, а прочим предметам - отставной вахмистр, получавший квартиру в самой школе и - 10 р. сер. в месяц жалованья. В деревне Перевозе школу открыло, в 1862 году, общество крестьян, по убеждению священника.
Здесь, кроме священника, учил отставной унтер-офицер Никита Батурин. Он получал за каждого мальчика по 50 к. в месяц, а стол имел по очереди у родителей учеников. В деревне Козлове школу открыла, в 1862 году, крестьянка Ярославской губернии, села Поречья, Евдокия Сироткина. Она учила даром. В сельце Стефановском школа открыта в 1864 году. В ней учил кронштадтский мещанин на тех же условиях, как и в деревне Перевоз. Все эти школы не особенно процветали. Ныне школьное дело состоит здесь в таком положении. В селе Никольском - двуклассное училище, для 100 учащихся; почетный блюститель его - полковник Викнер, содержатель порохового завода; ученики её участвуют в церковном пении; в Чернышове - земская школа, под попечительством помещика Черкесова. В 1883 году заведены в Никольском училище воскресные чтения; руководит ими наставник петербургского учительского института Смирнов; чтение ведутся причтом и сопровождаются туманными картинами.
Уставы церкви прихожане исполняют усердно, но Храм Божий посещают не часто, по множеству занятий дома и на стороне Из праздников особенно уважаются у них: дни пророка Илии и Тихвинской Божией Матери в селе Никольском, в Воскресенском и Рождествене; Казанской Божией Матери в деревнях Перевоз и Задворке; день св. Троицы - в Саблине, Ильинская Пятница - в Чертове и Пустыньке; Нила Столбенского, Смоленской Божией Матери, Покрова и Преображение - в сельце Стефановском, Покрова в Захожье.
Крестные ходы бывают: в Никольском - в Петров и в Ильин день. Первый в память освобождение крестьян от крепостной зависимости, а второй - в память скотского падежа. В праздник Тихвинской Божией Матери крестный ход бывает в селе Никольском, в деревнях Воскресенской и Рождествене - в память холеры 1831 года, 8-го июля - в деревню Перевоз, в память холеры 1831 года; в Троицын день - в память освобождение крестьян; в Ильинскую Пятницу - в Пустыньку и Чертову - по тому же поводу.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии 

Источник

Гимназия

Обучающимся
200-летию М.Ю.Лермонтова
Профориентация
Профессия учитель
Школа-профориентация.рф
Наши советы
Телефон доверия
Интернет и Ты
Ученикам
Правила дорожного движения
Правила поведения на водоёмах
Алкоголь - вредный напиток
Опасно для интеллекта
Грипп
Как выбрать институт
Единый номер «112»
Берегите лес от пожаров!
Бытовой газ – правила безопасности!
Что делать во время грозы!
Пожары в многоквартирных домах!
Отправляясь в лес!
Гибель людей на пожарах!
Эвакуация из школы
Правила использования электробытовых приборов
Если ты оказался в заложниках
При обнаружении подозрительного предмета
Поведение при гололедах и метелях
Осторожно-ГАЗ!
Право и мы
Основополагающие документы
Твой возраст - твои права!
Температурный режим
Областной закон
Федеральный закон №83-ФЗ
Перепись-2010
Библиотека
Медиатека
Библиотека
Конференция
Музей
Передвижные выставки
Походы
Наш край
Церковь
Районный литературный фестиваль
Положение
Работы команд
Результаты
Родителям
Детский рэкет
Адаптация к школе
Родительский день
Интернет
Безнадзорный ребёнок
Свобода подростку
Профилактика педикулёза
Безопасность в каникулы
Безопасность на воде
Школа развития
Книга Памяти
Коллектив "Сюрприз"
Экспертный совет
ДММЦ "Вместе!"
Экзамены 2017/2018
Общая информация
О ГИА и ЕГЭ предметно. Документы
ОГЭ 9 класс
ЕГЭ 11 класс
Итоговое сочинение
Подготовка к экзаменам
Статистика ЕГЭ
Абитуриенту
Воспитательная работа
Планы
Лето 2014
Досуг в школе
Экскурсии и поездки
Акция "Память о прошлом"
Масленица
Школьная форма
Акция "Нет курению!"
Акция "9 Мая"
Самый Большой Урок в мире
Справка
Помощь учителю
Психологическая помощь
Полезные ссылки
Образование онлайн
Новости России
Информационная карта сайта
Фотогалерея
Гостевая книга

Актуальный опрос

Как Вы относитесь к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ?